Психология ролевого движения

Тематика:

Статья А. Серавина, опубликованная в Славянском милитаристическом журнале в 2005 году. Содержит проведенный автором анализ предпосылок появления в России ролевого движения. Проиллюстрировано Fantasy-Portal.ru с использованием свободных источников.

Славянский милитаристский альманах
Almanach militarystyczny slowianskiy
2005 февраль
ср 30-39
Серавин Александр
С.Петербург

 

Проанализировав субкультуры, мы пришли к выводу, что исследовательский интерес в рамках нашего подхода могут представлять творческие анахронисты, ролевики, реконструкторы и поединщики. Однако в нашей стране можно наблюдать только 4, 5 и 6субкультуру, поэтому мы решили именно их и исследовать, чтобы понять, почемулюди сегодня пытаются заниматься реконструкцией средневековья и как появились эти движения?

Проведя в 1993—2000 гг. лонгитюдное исследование молодёжных субкультур — ролевиков, реконструкторов, поединщиков, — мы попытались определить их численность*. Для начала подсчитали игровые и реконструкторские команды в Санкт Петербурге. Получилось примерно две тысячи человек. Прибавили к ним ещё человек пятьсот, не состоящих в командах, получили 2 500 (исследование проводилось в 1995 году). В 1995 г. Около станции Заходское недалеко от Санкт-Петербурга проводиласъ ежегодная (на то время) центральная игра “Конан”, на которую пытались приехать все, кто только мог. В итоге там собралось около пятисот человек, что составило примерно четверть от общего числа ролевиков Петербурга.

Реконструкторов подсчитать было гораздо легче, потому, что они малочисленнее ролевиков и у них есть списки членов клубов. После этого мы предположили, что если знать примерную численность участников центральной игры, проводящейся в той или иной местности, и умножить её на четыре, то можно узнать примерную общую численность данной субкультуры в этой местности. Пользуясь этим правилом, мы получили следующие данные: в Москве их несколько тысяч. По всем другим городам России (Казани, Новгороде, Уфе, Туле, Котласе, Мурманске, Владивостоке, Волгограде, Новосибирске и т. д.) — несколько десятков тысяч. В Белоруссии — пара тысяч, Украине — несколько тысяч, Латвии — несколько сотен. В Чехии — несколько тысяч. В Австрии, Франции, Германии, Италии, Дании, Швейцарии, Польше, Швеции, Финляндии — всего несколько десятков тысяч. В Англии — несколько десятков тысяч. В США — несколько десятков тысяч. В Австралии, Японии и т. д. — всего несколько тысяч. В итоге мы так и не смогли точно подсчитать, сколько их в общем, однако обнаружили, что это явление широко распространено на нашей планете.

Ролевики — самоназвание молодежной субкультуры, имеющей своей целью проведение мероприятий, в которых имитируются условия фантастических или исторических миров. Обычно в работах о ролевиках говорится, что это популярное молодёжное движение, но такое утверждение сомнительно. Ролевиков в Санкт-Петербурге на 1998 год было примерно полторы тысячи, а молодёжи такого же возраста почти миллион человек. Соответственно ролевики составляли примерно 0,16 % от общего числа молодёжи. Наши исследования показали, что среди ролевиков преобладают студенты, но даже среди студентов это число не составит и одного процента. В это же время в Санкт-Петербурге есть такие субкультуры, которые насчитывают десятки тысяч человек, например зенитчики, рэйверы, различные геймеры, роллеры, скины и т. д. Похожая тенденция преувеличения значения ролевого движения прослеживается и в научных трудах, например, студентов-психологов. Так, в сборнике тезисов за 1999 год международной межвузовской научно-практической конференции “Психология XXI века” к ролевому движению обращаются в двух работах, однако ни какая другая субкультура в этом сборнике не рассматривается. Есть ещё одно важное заблуждение: часто путают толкиенистов и ролевиков. Предпосылки появления ролевиков у нас в стране были следующие:

1. Исторические

Всё зависит от точки отсчёта — это могут быть как петровские потешные геймеры, так и гладиаторы римских колизеев. Можно сказать, что ролевые игры, в виде молодёжных движений (напр.: королевства шутов) возникали на протяжении всего исторического развития нашего общества.

2. Средства массовой информации

Посмотрев летом по телевизору фильм о средневековье (“Робин Гуд”, “Александр Невский” и т. п.). подростки начинают делать себе деревянное оружие (мечи, копья, луки и щиты), распределяют роли, оговаривают правила, обычно очень простые, и начинают играть (Нами было проведено анкетирование и опрос 211 мальчиков разных возрастов из Санкт-Петербурга, Минска и Витебска, который показал, что так поступает пример но 80% из них). Очевидно, что именно телевидение является доминирующим в формировании образа исторической эпохи в сознании детей. Я вспоминаю, как летом в деревне, после просмотра фильма “Айвенго”, мы с товарищами собрались на нашей игровой поляне и решили поиграть в героев этого фильма. Разделившись на несколько команд, мы разошлись по домам делать себе оружие и доспехи. Кастрюли, крышки от больших баков, штакетник, сломанные клюшки и лыжные палки — всё пошло в ход.

Перед началом игры мы оговорили правила и ограничили игровую территорию. Игра продержалась несколько дней и закончилась после того, как было переломано все подручное оружие. Подобные игры происходили несколько раз в течение лета. Однако наибольший успех у нас имела игра по мотивам Второй мировой войны, проходившая постоянно. В ней было много правил, различных ролей и участников. Были удостоверения, значки, различное оружие. Копались окопы, землянки и тому подобные сооружения. Большую ценность для нас представляли консервные банки из-под селёдки, так как с помощью такой банки и нескольких гвоздей можно было сделать “пулемёт дектярёва”. Особый вклад внёс в эту игру один плотник, который из дерева, просто так, сделал нам большую деревянную пушку, пулемёт “максим”, автоматы и гранаты. Начали мы в неё играть, когда было мне лет десять. В последний раз я в неё играл, будучи уже на втором курсе Петербургского университета, когда приехал на каникулы к дедушке в деревню.

“Князь (в правилах игры, равно как и в правилах реальности, вернее было бы называть его Сюзереном) стоял на азиатски плоской крыше шестнадцатиэтажного московского дома и светло, как сокол, оглядывал просторы своей страны. “Страна” простиралась более чем на два квартала. На каждой крыше девятиэтажного или одиннадцатиэтажного дома пребывал в дозоре одинокий княжеский воин. Просматривалось здание типовой школы, именуемой “Водопоем” по причине обязательного мира в ее кафельных стенах; возле рощицы виднелось урочище Долгой Битвы. В руках Сюзерен сжимал радиотрубку от домашнего телефона, способного, путем установки на крыше антенны, обеспечивать ему бесперебойную связь со Жрецами и Полководцем. Антенну установили текны — представители клана ученых. Изумительный аналог тимуровской, бутылочно-звоночной связи! Сюзерен был молод — ему было шестнадцать лет. Однако, несмотря на это, на лице прирожденного воина и мыслителя уже имелась тщательно культивируемая борода-эспаньолка, а также присутствовали дорогие полароидные очки. Командный пункт Сюзерена представлял собою недурную чешскую палатку, ежевечерне разбираемую смердами.

На других крышах дозорные воины прятались от непогоды в более неприхотливых строениях, вплоть до картонной коробки от двухкамерного холодильника “Стинол”. В КГБ — комитете государственной безопасности Страны (жители страны именовали себя Странниками), — служила дочка главного инженера местного ДЭЗа, предупреждающая о плановых проверках и ремонтах крыш. В случае планового набега Чужих (т. е. взрослых) караульные помещения разбирались... В случае непланового посещения крыши Чужими, караульным предписывалось изображать из себя подъездных сумасшедших, построивших возле бетонной коробки чердака домик Карлсона.

По выходе из Замковой Башни (по слезании с крыши) Сюзерен усаживался в старую, но вполне приличную “четверку” по имени “Мотор” и ехал в школу. Это была единственная машина в микрорайоне, не имевшая никакой возможности из микрорайона выехать, потому как Сюзерен по возрасту не только не имел водительских прав, но и не имел доверенности на автомобиль. Однако машина была его и только его, приобретенная при помощи Старших Друзей Страны на совокупные пожертвования Странников. Считалось, однако, что каждый представитель государственной элиты может воспользоваться “Мотором”. Во время Долгой Битвы именно неожиданное появление “Мотора” рассеяло и деморализовало врагов... Так что, одновременно “Мотор” числился и главной единицей мехчасти воинства Страны.

Два года Сюзерен властвовал в своей державе. На третий — окончил школу, провалился в Институт управления (а ведь кому, как не Сюзерену, в нем учиться) и был отослан родителями в Прагу, подальше от российской армии. Полгода в императрицах Страны продержалась Вдова (сюзеренова подруга), потом, поздней зимой этого года, была свергнута группой смердов, недовольных своим вторичным положением. Игра рассеялась...

Теперь мы можем сказать, что существовала она в течение более чем трех лет в одном из микрорайонов Юго-Запада (события происходят в Москве) и была бы вообще не зафиксирована взрослыми, если бы о ней не знали отдельные толкинисты (Пищикова Евгения, 1999 год).

Таким образом, этологические предпосылки показывают, что ролевые игры каждый открывал себе сам в своем детстве. Поэтому можно говорить о том, что ролевые игры в России появились 30, 70 или 300 лет тому назад, а можно говорить — “когда мне было 5, 8, 10 или 11 лет”.

Смотрите далее по теме "Ролевые игры"

Сюжет и роли в павильонных ролевых играх | автор: Fantasy-Portal.ru

О сюжете: Сюжет не нужно делать глобальным, это WoW позволено месяцами рассказывать трактаты о борьбе добра и зла, у вас игра которая длиться всего несколько часов – короткая, насыщенная...

Фотографии. Турнир Золотая Шапель глазами Монаха, Цербера и Патриота. | автор: Cerber13

Архив: http://hdd.tomsk.ru/desk/loalcbut Примеры фотографий:   Камера Монаха   Камера Цербера   Камера Патриота

Ролевая игра. Перессказ фрагмента приключения. | автор: grimuar

Это пересказ (с точки зрения мастера) фрагмента одного из приключений. Эпизод любопытен в качестве примера того, как же неожиданно для всех, включая мастера, могут развиваться события, если мастер...
Комментарии и дополнения к теме "Психология ролевого движения"
Аватар пользователя Рюшка

вобщем-то интересно тем, что кое-какие сведения собраны в одну статью, хотя конечно много частностей, которые не факт что составляли систему. Вот если бы автор проанализировал движение во всех регионах России!

Аватар пользователя Mascher

Тут Томичи, Томск проанализировать не могут, или не хотят... Куда уж сторонним наблюдателям :)