Клавиатура, мышь, геймпад: играть и не стать инвалидом

Многие любители видеоигр проводят по нескольку часов за любимым занятием и не отдают себе отчета в том, насколько удобным с точки зрения эргономики являются: клавиатура, мышь или геймпад. Все дело в привычке. Вспомните себя, когда вы впервые сели за компьютер, какой капризной была мышь и загадочной была клавиатура ведь приходилось искать буквально каждую клавишу взглядом. А в играх помимо всего прочего, человеку нужно действовать быстро, нажимать иногда десятки клавиш, а порой и удерживать одновременно нажатыми несколько пальцами одной руки.

Приводимый ниже текст показался мне интересным. Источник - NoGaems, картинки из интернета. Читайте, думайте, пишите свои соображения.

Начнем издалека: клавиатура не приспособлена даже для того, чтобы комфортно набирать текст. Общеизвестно, что QWERTY-раскладка была придумана еще во времена древних печатных машинок и создана таким образом, чтобы человек печатал максимально медленно – для того, чтобы не «залипали» клавиши и машинка работала стабильно (а буква R в верхнем ряду вообще появилась исключительно с той целью, чтобы можно было с помощью клавиш одного только верхнего ряда набрать Type Writer, название самой популярной марки печатных машин тех далеких лет).

То, что мы все наловчились долбить по кнопкам со скоростью пару сотен знаков в минуту – лишь результат упорных тренировок, а не следствие удачного эргономического решения. Эргономикой тут и не пахнет: те, кто много работает с клавиатурой (компьютера ли, печатной машинки), гораздо чаще сверстников страдают от артрита и лучезапястного синдрома – природу не обманешь, неудобное расположение рук и (особенно) пальцев рано или поздно дает о себе знать.

Второй момент: клавиатура, какой бы неудобной она не была, создавалась не в качестве игрового манипулятора. Если бы человеку, придумавшему первую клавиатуру для компьютера, показали бы современную игру и сказали, что управляется она с помощью вот этого стокнопочного монстра, несчастный бы тут же поседел. Просто у разработчиков электронных развлечений не было выбора – отсюда, кстати, и забавная эволюция от «курсор плюс «альт» плюс «контрол» плюс «пробел» к WSAD – не кнопки подстраиваются под игру, а игра под кнопки.

Но самое обидное в том, что при разработке игры ее авторы были вынуждены мириться с такой вот убогой и неудобной системой управления – целые жанры возникали не благодаря способу обратной связи, а вопреки ему! Так, например, отсутствие возможности тонкого выбора направления движения (сравните две независимых кнопки курсора «вверх» и «вправо» с отзывчивой и плавной крестовиной джойстика) привело к практически полному вымиранию платформеров на ПК, а те немногие, что выжили, выглядели чудовищной пародией на свои консольные аналоги.

С другой стороны, вневременной шедевр Mortal Kombat, хоть и поддерживал игру «друг против друга» за одной клавиатурой, превращался в цирк абсурда, когда игроки одновременно нажимали на пять или шесть кнопок — в результате чего компьютер недоуменно пищал, а фигурки на экране вообще отказывались делать что-либо.

Момент третий: геймпад был создан для управления происходящим в игре. Мы не говорим сейчас о консолях, мы говорим исключительно о джойстиках. Он удобно лежит в руке, его кнопки расположены так, что свободно лежащие пальцы едва заметным касанием могут швырять гранаты и вызывать главное меню – и для этого не надо тренировать растопырку гопника.

Аналоговые рукоятки игрового манипулятора и вовсе не имеют аналога на клавиатуре (мы не рассматриваем сейчас дорогущие «клавы» с прорезиненными WSAD-клавишами, задроту – задротово), с их и только с их помощью игрок может развернуть своего персонажа на 360 градусов почти незаметным шевелением фаланги большого пальца: никаких мучительно выводимых «мышью» кругов на столе и проч. Связка «клавиатура-мышь» нисколько не удобней геймпада, чтобы не говорили адепты тру-гейминга, напротив – даже спустя несколько часов активной игры с джойстиком в руках кисти не будут чувствовать той усталости, которая знакома всем обладателям «рейзеров» и «икс-седьмых». «Удобство» и «привычка» — разные вещи. Если бы вы всю жизнь играли джойстиком, WSAD и «мышь» вызывали бы у вас лишь смех.

Впрочем, есть один неоспоримый факт: точность управления у «мыши» (и только у нее) гораздо выше, чем у любого манипулятора. Спорить с этим действительно не имеет никакого смысла, достаточно сыграть раунд в любом современном онлайн-шутере. Однако ценность этого достижения не так очевидна, как кажется на первый взгляд. Действительно, скорость и быстрота движений персонажа зависит лишь от скорости и быстроты вашей руки: при желании тот же самый 360-градусный разворот можно сделать и мышью.

Но привело это лишь к тому, что с каждым годом играть становится все скучней: набившие руку «папки» на корню уничтожают любой фан, превращая игру в некое социалистическое соревнование – и если профессионалам еще может быть интересно биться с себе подобными, то обычному человеку в такой ситуации не светит ничего. В мире геймпадов такое невозможно. Можно научиться хорошо стрелять, можно научиться выполнять замысловатые кнопочные комбинации – и все же все игроки, вне зависимости от опыта и рефлексов, находятся примерно в равных условиях.

На джойстик, в конце концов, нельзя написать макрос, который позволит за одно реальное нажатие на кнопку программно нажимать ее пару сотен раз. Да и «мышиная» точность весьма относительна: как мы уже отмечали, аналоговые рукояти, крестовины и – особенно! – курки-триггеры (которые просто бесподобны, когда дело доходит до управления транспортным средством) дают ничуть не меньшую, а зачастую даже и большую функциональность. И мы даже не говорим уже о возможности одновременно управлять и камерой, и персонажем – причем независимо друг от друга. Ничего даже приблизительно равного по удобству двум аналоговым стикам в этом смысле еще не придумано.

Смотрите далее по теме "компьютерные игры"

Infinity Blade выйдет уже в декабре | автор: Mascher

Компания Chair Entertainment объявила сроки поступления боевика Infinity Blade в продажу. В продажу он поступит уже 9 декабря этого года. Игра разработана для операционной системы iOS которая...

Проект фантастического боевика WarDevil официально закрыт. | автор: Mascher

После пяти лет разработки боевика WarDevil, компания Ignition Entertainment остановила разработку данного проекта. Было закрыто лондонское отделение фирмы и около тридцати сотрудников фирмы поимели...

Ведьмак-2 встретится с фанатами прямо в игре | автор: amon

Ну вот и дожили, точнее - доигрались.., теперь у главного героя игры The Witcher 2: Assassins of Kings (русское название: Ведьмак: Убийцы королей) Геральда появится возможность встретится с фанатами...
Комментарии и дополнения к теме "Клавиатура, мышь, геймпад: играть и не стать инвалидом"
Аватар пользователя Мартын-онлайн

проще всего управлять мозгом.

А вообще в этом мире человеку ваще плохо жить, тут стока вредных факторов, что прходится приспосабливаться.

Да, от клаво-растопырки болят кисти рук и при активном задротстве можно стать инвалидом. Но жизнь в конце концов у всех заканчивается одинаково, как не предохраняйся... 

Аватар пользователя Шептун

да не скажи, мозгами очень даже не просто управлять, умели бы хорошо ими управляться, не жили бы в таком мире как ты описываешь :()