Сибирский Грааль

Тематика:

"Западноевропейский ареал распространения легенд о Граале совпадает с ареалом расселения древнегерманского племени готов. Топонимические, лингвистические, археологические и источниковедческие данные позволяют предполагать, что образ Грааля как чаши (graal по старо-французски - чаша) был принесен готами с Востока из Сибири. Прототипом Грааля можно считать чашеобразные травертиновые родники, распространенные на юге Томской области"

Н. Новгородов

1. Странное окончание легенд о Граале.

На западе Европы от Пиренеев до Скандинавии издревле бытуют легенды о Святом Граале. Они зафиксированы в Испании, на юге Франция, в Германии, в Англии, в Исландии и в других странах, несмотря на широту ареала, содержание этих легенд на удивление однотипно. Где-то в неприступном месте, в горах или дремучих лесах высится гора Монсяльват - гора спасения. На вершине этой горы находится неприступная твердыня, обитель высшего Братства. В дивном святом храме оно оберегает Чашу Грааля. Кругом непроходимые леса на тридцать миль. У подножия горы большое озеро или даже море, по другой версии, вокруг горы протекает быстрая непреодолимая река. Над потоком нависают скалы, преграждая путь наверх. В лесу во все стороны от замка выставлена стража, никого не пропускающая безнаказанно.
В это таинственное Братство могут попасть лишь такие же как сам Грааль чистые сердцем, чей дух способен преодолеть любые соблазны этого мира. Грааль не терпит близости нечестивого, он сжигает человека, недостойного лицезреть его. Поэтому стать рыцарем и хранителем Грааля - величайшая честь и наивысшее достижение, доступное смертному. Вот почему немало людей в средние века устремлялись к этой цели всех целей, к этому таинственному месту на земле»
Без преувеличения можно сказать, что Грааль - самое возвышенное и сокровенное внехристианское понятие средневековой Западной Европы. Грааль - это символ чистоты, незамутненности, первичности. С Граалем ассоциируются в первую очередь родники с чистейшей водой, а также чистота непорочной женщины и неискаженная древняя мудрость. Трудно сказать, породила ли какая-нибудь другая легенда столько помыслов, переживаний, устремлений, как легенда о Граале. О ней написаны горы книг. Какие только теории не создавались о происхождении самого сказания, о понятии Грааля и о братстве Грааля, подчеркивает Рихард Рудзитис в монографии "Братство Грааля". Это, по его мнению, свидетельствует о том, что средневековые европейцы относились к Граалю и Братству Грааля как, к реальности. Но при этом ни один церковный историк даже не обмолвился о Граале.
Считается, что легенда о Граале проникла на Запад с Востока в 12 - 13 веках во время клестовых походов, когда впервые Запад непосредственно соприкоснулся с Востоком. Мне представляется, что это случилось как минимум на тысячелетие раньше и связано с переселением народов из Азии в Европу. Подтверждением может служить обнаружение персидской легенды о Граале (2). В 1940 году в очерке «Скрыня» Н.К.Рерих писал: "Считали, что сказание о Парцифале, о Граале есть чистейший вымысел. Но чешский ученый недавно нашел в иранской литературе пятого века книгу "Парси Валь Намэ", где рассказана в манихейском понимании легенда о Парцифале, о Граале.
Самым древним воспроизведением легенда о Граале на Западе является роман Кретьена де Труа на французском языке. Это сочинение использовал Вольфрам фон Эшенбах в своей величественной поэме о Парцифале, позже Альбрехт фон Шарфенберг, Рихард Вагнер и многие другие авторы. В Англии эта легенда слилась со сказаниями о коро-ле Артуре и рыцарях Круглого стола.
Наиболее удивительным в легендах о Граале является эпилог, практически одинаковый во всех легендах, в котором описывается возвращение Грааля на Восток, как подчеркивал Рихард Вагнер - на родину. В старо-французском романе о Граале последние рыцари Грааля Галаад и Парсеваль перевозят чашу Грааля в восточную страну Саррасу и помещают ее в "духовном замке" Так же в другом романе Галаад переносит Святой Грааль из Британии, которая уже недостойна лицезреть его, в ту же восточную страну. И в древнекельтской легенде о Мерлине хранители священного сосуда Грааля отправляются на Восток. В испанской легенде хранительница Грааля Эсклармонда, укрыв чашу Грааля глубоко в недрах горы, сама превращается в белую голубку и улетает на горы Азии, где живет и по сей день в земном рае. Наиболее подробно возвращение Грааля на родину описано Альбрехтом фон Шарфенбергом в "Новом Титуреле".
Когда христианство, по мере своего распространения, стало все больше уподобляться язычеству, хранители Святого Грааля сочли Запад слишком греховным и неподходящим местом для пребывания Грааля. Их взор обратился на Восток - родину всех духовных ценностей. И вот Братство Грааля с Парцифалем во главе отправляется из Европы на Восток, где они пребывают в страну брата Парцифаля Фейрефица. Тот встречает их и, высоко вознося хвалу, рассказывает о могущественной стране индийского царя священника Иоанна, вассалом которого является и сам Фейрефиц со своим государством. Власть Иоанна простирается на две трети мира. Его страна находится вблизи рая, отделенного от мира высокой горой.
Священнослужитель Иоанн известен на небесах и Богу своими великими добродетелями. Также и жителям его страны присуща нравственная чистота, им неведомы зависть, скупость, воровство я суеверие. Страна его изобилует редкими чудесами природы: там есть источник, охра-няющий от болезней, есть и драгоценный камень, дарующий человеку молодость. Его обитель - чудесный замок, напоминающий замок Грааля.
Когда Парцифаль и Хранители Грааля выслушали рассказ Фейрефица о царе Иоанне, серд-ца их воспламенились, и они отправляются дальше, в Индию, чтобы служить ему. Царь Иоанн, узнав об этом, выходит в торжественном шествии навстречу Граалю. После встречи все сердца пылают горячим желанием, чтобы и замок Грааля находился бы здесь. Сердечные моления возносятся к Граалю и Грааль внемлет молитве. Святой замок не будет больше находиться среди развращенного народа: он исчезает с Монсальвата, и лучи утреннего солнца приветствуют его в Индии.
Теперь, когда чаша Грааля находится в святом своем доме, в Индии, и пребывает в полной безопасности, Титуреля, бывшего хранителем Грааля на протяжении вот уже 500 лет, охватывает сильная тоска по райскому покою, и через девять дней он умирает.
Царь Иоанн, признавая святость, достоинства и могущество Парцифаля, предлагает ему корону своего государства. Когда же тот из скромности отказывается, на чаше Грааля появляется надпись:
"Парцифаль должен стать царем, но он должен принять имя Иоанна». Лишь десять лет правит Парцифаль Иоанновым царством, ибо на нем лежит грех: мать его умерла в сердечной тоске по нему.
Владыкой Грааля теперь становится сам священнослужитель Иоанн. Чаша Грааля более не охраняет от смерти, она только очищает души. Отныне всегда на чаше будет появляться имя того, кому суждено стать царем Иоанном.
Но на Западе, особенно среди рыцарей Круглого стола короля Артура, молва о Граале не умолкает, и во многих сердцах возгорается стремление найти его. В этих поисках рыцари странствуют чуть ли не по всему миру, но Святой Чаши так и не находят. Далеко на Востоке пребывает Грааль, скрытый его Хранителями. Таков эпилог возвышенной поэмы Альбрехта фон Шарфенберга.

2. Иванново царство располагалось в Томском Приобье.

Некоторые ученые отрицают реальность существования Иоанна и его царства, несмотря на то, что византийский император Мануил Комнин получал от него письмо, а папа Александр Третий 27 сентября 1177 года отправлял к царю Иоанну лейб-медика магистра Филиппа с длинным посланием. Известный историк Л.Н.Гумилев посвятил
Иоанну и его царству монографию(3)со следующим предуведомлением: «Возьму-ка я заведомо правильное суждение, что Чингисхан был и его империя существовала и заведомо сомнительное, что пресвитер Иоанн царствовал в «Трех Индиях», и сопоставлю их на авось. Вдруг от такого сочетания сама собой получится органическая концепция. Разумеется, Гумилев пришел к выводу о вымышленности Иоанова царства, и я другому выведу он никак не мог прийти с той предубежденностью, которую продемонстрировал в предуведомлении.
Большинство исследователей, признающих Иоанна исторической личностью, отождествляли Иоаннову Индию с Индией на полуострове Индостан. Однако это представление базировалось на игнорировании миграционной метаистории. С учетом глобальных переселений народов локализация Иоанновой Индии представляет большой вопрос. И понятно, что если была бы установлена локализация этого царства, то и само былое существование Иоанна, равно как существование Чаши Грааля получило бы дополнительный критерий достоверности.
В этой связи особую важность приобретает свидетельство безымянного монаха-францисканца. В его "Книге познания", написанной в Испании в 1345 - 1350 гг., говорится, что Иоанново царство располагалось в центре Азии, называлось оно Ардеселиб и столицей имело ГОРОД Грасиону(4). Рядом с Ардеселибом располагался Кара-Катай, включавший такие провинции, как Иркания и Готия. В Иркании с определенной смелостью можно предполагать юргинскую лесостепь, населенную геродотовыми иирками, а Готия не может интерпретироваться иначе, чем земля древнегерманского племени готов. Коли так, становится понятно, почему в легендах о Граале рядом с Иоанновым царством располагалось королевство брата Парцифаля Фейрефитца.
Конечно, на первый взгляд представляется довольно странным существование в Томском Приобье готского королевства, однако это только на первый взгляд и опять же без учета метаистории.
Что касается локализации Ардеселиба и его столицы Грасионы, то благодаря средневековой картографии она проясняется довольно уверенно - это Томское Приобье. Дело в том, что на средневековых картах западноевропейских картографов Г.Меркатора, 1585 г, И.Гондиуса, 1606 г., Г.Сансона, 1606 г., С.Герберштейна и ДР. Грасиона в транскрипции Грустина показана на правом берегу Оби, причем Герберштейн указывает, что от устья Иртыша до Грустины два месяца пути. Но самое существенное состоит в том, что благодаря координатной сетке, имеющейся на многих картах, уверенно определяются координаты Грустины. Его северная широта безупречно определяется как 56 градусов и 20 - 30 минут, что в идеале соответствует широте Томска и соответствует Томскому Приобью. С долготой несколько сложнее, поскольку Гринвичской лаборатории в те времена еще не было и нулевой меридиан каждые картограф проводил там, где уму заблагорассудится. Тем не менее, после внесения необходимых поправок и приведения к Гринвичу, восточная долгота Грустины оказывается равной 84 -87 градусов. Долгота Оби на широте Томска равна 84 градуса, а долгота самого Томска равна 85 градусов. Таким образом, получается, что Иоанново царство, в которое несли Чашу Грааля его Хранители, располагалось в Томском Приобье, а его столица Грасиона быть может находилась на территории города Томска. Более того, есть основания предполагать, что Хранители несли сюда Чашу Грааля неслучайно, потому что именно здесь, в Томском Приобье имеют место интереснейшие природные образования, возможно послужившие прототипом Грааля.

Смотрите далее по теме "Легенды"

Мифологие существа. Глава 3. Эльфы. | автор: Гвинея Белый ястреб

Эльфы места обитания Эльфы живут в лесах и ведут ночной образ жизни, основное их занятие это игры и танцы. Эльфы очень похожи на нас людей, только они меньше, прекрасней и утонченней чем мы. Места...

Еще одна легенда о Томске | автор: Mascher

  На берегу одной быстрой сибирской реки стоял укреплённый город храброго князя эуштинцев - Тояна. Родился у Тояна сын, и назвали его Ушай. С самого детства растили его как бесстрашного и...

Мифологие существа. Глава 2. Феи. | автор: Гвинея Белый ястреб

Феи - существа в обличие прекрасных молодых женщин или омерзительных старух (иногда – с крыльями). Наделены способностью творить чудеса и менять по желанию свой внешний вид. Бывают как...
Комментарии и дополнения к теме "Сибирский Грааль"
Аватар пользователя Рюшка

когда легенда под носом, она не влияет чудесным образом на людей, ну есть да есть, подумаешь...а жаль! ;)