Техника игры на варгане

Примечание: для получения доступа к файлам примерам вы должны иметь доступ в глобальную сеть Интернет.

----------------------------

Прижмите плотно основу к зубам, так, чтоб между зубами оставалась небольшая щелка, в которую будет входить подвижный язычок. Затем язычок оттягиваем большим или указательным пальцем от себя. Отпускаем... и ... Эх, по зубам!... Первый блин комом. Добейтесь, чтоб язычок не задевал зубы. Эффект звучания возникает за счет создания резонансного контура во рту, костях головы, гортани. Сам по себе инструмент не звучит. Меняя объем резонансного контура мы добиваемся разной тембровой окраски. Высота звука определяется величиной язычка и основы, поэтому она постоянна. Мой варган, например, играет ноту соль. Поэтому не пытайтесть изобразить мелодию. Музыка получается только засчет тембровой игры.

Существуют специальные наборы варганов разной высоты звука. Но главное, чтоб вам самим нравилось! Так-то оно так, но есть один секрет. Поиграв какое-то время на варгане или комузе, особенно хорошем, вы заметите, что кроме основного, самого яркого, громкого, основного тона (бурдона) слышны еще так называемые обертона - звучки повыше, потише, другие по тембру. Именно на этих самых обертонах сыграть мелодию таки можно. Будет "эффект волынки" - зазвучит основной тон и мелодия. Играть на обертонах сразу не получится. Вот тут-то и пригодится опыт и хороший инструмент. Я нашла практически всю обертоновую гамму своего алтайского комуза. Как играть на обертонах комуза? Никто мне не смог объяснить. Это достигается положением языка во рту, объемом пространства во рту, напряжением руки, которая прижимает язычок к зубам. Где-то так.
Кроме того, из варгана можно извлекать самые разнообразные звуки, произнося слоги и даже многосложные слова без голоса "ю", "е", "кюй" и другие - фантазируйте! Можно сжимать или глушить "губки" варгана губами, можно дергать язычек от себя и на себя, прижимать основу к зубам сильнее или слабее.

Играть на варгане просто. Приложите инструмент ко рту и свободно дерните за язычок. Только на практике, постоянно пробуя и экспериментируя, можно обнаружить множество эффектов и возможностей игры. Самое главное для  начала - уяснить, как нужно держать инструмент и как нужно дергать язычок. Для начального уровня это и не нужно, но после того, как вы попробуете свободно подергать (going going), нужно будет более тщательно освоить техники, чтобы знать и владеть инструментом. Для этого мы попытаемся описать ряд различных игровых возможностей. Какие звуки можно извлекать и в какие ритмичные фигуры их можно оформить.

Варган задает одновременно и ритм, и мелодию. Кроме того, можно менять высоту тона – каждый варган охватывает только определенные тона звука (высокие, низкие, средние).

Дуговые и пластинчатые варганы (из книги Robert Vandré )

Оба варгана держат слева, а дергают справа. Дуговой варган – в конце язычка (за крючок), пластинчатый варган – в конце пластины. Таким образом начинает вибрировать металлический язычок, что производит основной тон варгана, который всегда резонирует. Полость рта – помещение резонанса – усиливает обертоны этого тона, из-за чего и возникают различные высоты тона и тембры.

Дуговые варганы держат при игре между зубов, пластинчатые – губами. В дуговых варганах подвижный металлический язычок укреплен на неподвижной дуге - деке, концы которой держат язычок с обеих сторон. При игре дека держит основание язычка и язычок колеблется.

Пластинчатые варганы разнообразны. Они изготавливаются из металла. Язычок вырезается внутри пластины, как бы окружается рамкой. Музыкант держит рамку со стороны кончика язычка и дергает не сам язычок, а рамку.

Итак, губы мягко прилегают к варгану и открывают полость рта как помещение резонанса. Вибрирующий язычок связан с дугой или пластинкой (зеленая область). Пластинка вибрирует тоже, по направлению встречного движения к язычку (красная область). Дуговой варган держится не только губами, но и зубами, чтобы варган принимал более устойчивое положение, иначе дека будет вибрировать там, где варган держится губами, а они не должны смягчать и заглушать вибрацию деки и колебания металлического языка.

Если не придерживать зубами, дуговой варган звучит очень коротко и не резонирует. А пластинчатый варган имеет противовес без участия зубов: сам музыкант держит пластинку за тот конец, на котором так же сильна вибрация пластины, и рука действует как противовес к металлическому язычку. А губы не соединяются с пластинкой там, где происходит контрвибрация, поэтому также не смягчают звук.

Далее по разделам дается краткое описание основных техник игры на варгане, которые нужно будет развивать так, как вам нравится. Иллюстрации даны для дуговых варганов, но эти техники игры применимы ко всем варганам.

Техника игры: позиция

Варган держат одной рукой. Губы должны быть приоткрыты так, чтобы металлический язычок мог поместиться между ними. Дуговые варганы должны также прилегать в открытых резцах.

Кончик язычка или кончик пластины дергается пальцами второй руки и производит основной тон варгана. Полостью

Комментарии и дополнения к теме "Техника игры на варгане"
Аватар пользователя Чубайс

думаю что техника игры на варгане да и ряд статей по поводу этого инструмента не имеют отношения к Исторической реконструкции
так что прошу вас переместить эти темы в другой раздел

Аватар пользователя amon

варган - не хайтек объект, имеет доисторические корни, в том числе духовные, посему к разделу относится в части теории воссоздания культурного объекта, а также теоритического восстановления внешнего вида и конструкции инструмента.

и фэнтези и фантастика

Аватар пользователя Чубайс

думаю что реконструкцией ЧУКЧ у нас еще пока никто не занимается!

Аватар пользователя Mascher

Данный музыкальный инструмент использовался не только в данной культуре, он вообще много где использовался. Во многих духовных практиках. Вы нацист г-н Чубайс?

Аватар пользователя amon

а чууукчи, при том же, что и чулки http://fantasy-portal.ru/reconstructions/vargan-svedeniya-ob-instrumente

Родину хомуса определить затруднительно, потому что он распространен по миру очень широко. Его можно встретить во всех частях света: в Европе, Азии, Африке, Америке. Назвать точную дату зарождения этого инструмента так же невозможно. По всей видимости, первые музыкальные инструменты, сходные с хомусом по принципам игры, существовали уже в (от 12 до 9 тыс. лет назад), когда был изобретен лук. Лук был одним из ранних вариантов хомуса. При игре один его конец упирали в зубы или в верхнее небо, а другой устанавливали на земле. Извлечение звука происходило в результате удара по тетиве пальцами или от скольжения по ней палочки.

г-н Чубайс видимо желает лишь критиковать, оно дешевле да и проще.

и фэнтези и фантастика

Смотрите далее по теме "Историческая реконструкция"

Рыцарский доспех (Европа, середина XIV века) | автор: Fantasy-Portal.ru

  Середина 14-го века нашей эры - это время начала формирования цельнометаллического доспеха (лат). В это время изготавливали цельнометаллические детали доспеха - поножи и наручи, наплечники,...

Мужской костюм эпохи викингов. Исторические сведения о костюме, его элементах и аксессуарах. | автор: Ingvarr

This document is provided as is without any express or implied warranties. While every effort has been taken to ensure the accuracy of the information contained, the author assumes no...

Серебрянная Башня V (19-20 сентября) | автор: Lord CrazeR

   Пятый ежегодный Фестиваль старинной культуры «Серебряная башня» проводится 19-20 сентября 2009 г. Программа фестиваля: 18 сентября. Заезд и размещение участников,...