Всё создаётся сейчас.
Фэнтези Портал
Истоки кораблестроения викингов
Истоки кораблестроения викингов.
Долбленки эпохи мезолита.
По находкам, обнаруженным в Дании можно предположить, что до конца каменного века древние народы Скандинавии использовали лодки, выдолбленные из цельного ствола вяза, в длину они достигали более полутора метров. Для придания остойчивости в них использовались камни в качестве балласта. Следы от разводимого огня в кормовой части позволяют судить о том, что древние рыболовы использовали свои лодки для ночной ловли острогой. Некоторые найденные археологами весла имели орнамент.
Позднее древним мореходам удалось улучшить мореходные качества своих судов за счет того, что они стали наращивать борта лодок досками, вследствие чего увеличилась ширина лодки, и, следовательно ее вместимость и устойчивость. Так же для закрепления более широкой формы стали использовать шпангоуты.
Подобный стиль кораблестроения был известен по всему балтийскому бассейну. Есть предположения, что так же существовали лодки, имеющие обшивку из кожи, вместо цельного куска дерева.
Скандинавские лодки Бронзового века. 1500-500 до н.э.:
К сожалению о кораблестроении этого периода можно судить, лишь по наскальным рисункам.
По которым, довольно сложно судить о технологии
и можно, лишь предположить, что встречались суда, как с обшивкой из кожи, так и с деревянной. Некоторые по своим формам, очень напоминают античные корабли.
Вот приблизительная реконструкция по рисункам того времени.
Лодка Ferriby. 1600 г.до н.э.
На отмели реки Хамбер (Англия) был обнаружены фрагменты уникального экземпляра судостроения, датируемые приблизительно 1600 годом до н.э., позволяющие проследить технологию строительства корабля размером 15,5 на 2,5м.
Лодка Hjortspringbåden 350 г. до н.э.
Найдено на севере датского о. Альс около поместья Хьертшпринг («Прыжок оленя»), отсюда и название.
Болото у Хьертшпринга оказалось самым древним жертвенником в Скандинавии, т. е. местом жертвоприношения военной добычи в IV и III вв. до н. э. Об этом говорят многочисленные находки оружия и доспех, да и само судно было изрублено мечами.
Размеры корабля составляют 15,3 м на 2,07 м с высотой борта 0,78 м. Интересно, что длина внутренней части ладьи вследствие особой формы штевней составляет 13,28 м.
Ладья состоит из днищевой доски, к которой с каждой стороны привязаны по две бортовые доски. По опубликованным данным, эти доски имели выпуклую форму, хотя последнее маловероятно, так как потребовалась бы очень сложная обработка досок.
Лодка Nydamskibet
В 1863 г. в болоте Нидам у деревни Эстерсоттруп у Альсензунда велись раскопки во время которых было обнаружены остатки трех судов. Одно из них довольно хорошо сохранилось — это так называемое судно из Нидама. Оно выставлено в музее доисторической и ранней культуры Шлезвига в замке Готторп.
Максимальная длина 22,85 м, максимальная ширина 3,26 м и высота борта 1,09 м.
На открытом судне предусмотрено 30 мест для гребцов. Устройство для несения паруса отсутствовало, судя по остойчивости судна, оно и не могло бы нести парус.
Судно построено на килевой доске длиной почти 15 м и шириной в середине 0,56 м. Собственно киль, вырезанный из этой доски, имеет ширину 180 мм, а высоту только 20 мм (рис. 26). Посредине килевой доски между 10-м и 11-м шпангоутами находилось небольшое сквозное отверстие, закрытое от попадания морской воды деревянной пробкой, через которое спускали накопившуюся воду, когда судно вытаскивали на берег.
Лодка Kvalsundskipet
Иоганн Квальзунд и его сын Яков в июне 1920 г. при нарезке торфа нашли шпангоуты, весла и другие детали судна. Оно лежало вместе с камнями, нарубленными ветвями и немногочисленными деревянными предметами в открытом болоте, позднее покрывшемся торфом. Детали принадлежали двум судам, которые до затопления в болоте были разбиты и частично сожжены. Несмотря на это, исследователю Ф. Йоханессену удалось изготовить чертежи обоих судов. Модель большого судна, так называемого судна из Квальзунда, с типичными высокими штевнями высотой почти 4 м, в настоящее время находится в бергенском Музее мореплавания.
Судно и ладья из Квальзунда являются ранними судами викингов.
По реконструкции судно из Квальзунда имеет общую длину 18 м, наибольшую ширину 3,2 м и высоту в средней части, включая киль, — 0,9 м. К Т-образному килю при помощи горизонтальных накладок прикреплены штевни
Судно и ладья из Квальзунда являются ранними судами викингов. Они уже имели киль, усиленную планширную доску, «переборочные» шпангоуты и узкие составные доски обшивки. Наконец, на них шпангоуты соединялись с обшивкой нагелями; на ладье подобным образом выполнены все соединения.
- Ответить
- 1 просмотр
Если кому - интересно, то могу предложить чертежи... этих и более поздних кораблей. (Но, это уж в личку)
статью сам писал или позаимствовал?
Перевел, в основном :)
Нашел фотки, где датчанам удалось реконструировать лодку найденную в торфянике близ фермы Hjortspring.
Которую они успешно испытывают и даже, когда Нордборг выиграл название "Город Года, 1999", участвовала в празднествах на Озере Нордборга.
Взято с сайта Hjortspringbådens Laug
Красивая лодочка, сколько же там народу вмещается? :) Я насчитал 28 человек
Да, я тоже насчитал 28. Хотя исторический прототип вмещал 24 человека полный вес был приблизительно 2500 кг. (то бишь с максимальной загрузкой судна), а если вычесть вес самого корабля ( около 500 кг.), то две тонны не плохой показатель для столь изящной лодочки.