Всё создаётся сейчас.
Фэнтези Портал
Фэнтези. Просто - фэнтези.
Фэнтези. Популярный, ужасный, невероятный, набивший оскомину, застывший, ищущий новые пути, мудрый, глупый и пошлый, любимый и ненавидимый жанр, занимающий почетное третье место после дамских романов и детективов на прилавках книжных магазинов и породивший столько непризнанных авторов...
Определений ему надавали кучу, начиная с "волшебной сказки для взрослых" и заканчивая "неверифицируемой частью фантастики". Но, думаю, жанр настолько разросся со времен своего появления, что любое из определений определяет лишь какую-то его часть, в то же время, перечисляя все его признаки, мы определим, в конце-концов, всю литературу, за исключением, разве что, документальной. Для каждого читающего или пишущего фэнтези справедливыми покажутся лишь некоторые, но, в самом деле, не было бы разнообразия произведений и мнений о них, не было бы жарких дискуссий – и жанр оказался бы пресным и однообразным.
Кстати, и время его появления сильно варьирует в зависимости от того, что считать фэнтези, а что – чем-то иным. Причем разброс идет не на годы, не на десятилетия, а на четыре тысячи лет (по одной версии, уже "Сказание о Гильгамеше" - фэнтези, по другой – ужасы Лавкрафта и "мечемашество" Говарда – еще нет, а вот профессор Толкиен – самое то).
Посему, все сказанное ниже – лишь мое мнение, не обязывающее вас разделять или оспаривать его.
1) Фэнтези, как современный миф.
Не только миф, как "создание коллективной фантазии, обобщённо отражающее действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций" (БСЭ), но и миф внутри нас – та "ночная" и не подчиняющаяся логическим доказательствам часть сознания, что присутствует у каждого человека, вне зависимости от его образования и воззрений. Стоит современному человеку, привыкшему доверять собственной логике и научным знаниям о мире, оказаться в непонятной с самого начала, вызывающей сильные эмоции ситуации, как тонкий слой "рацио" сдается и уползает в страхе в какую-то щель сознания, а на первый план выходит наша до-рациональная суть, первобытные страхи, суеверия и "генетическая" память. Откуда бы она ни появилась в нас, нет сомнения, что к ней приложили руку сонмы поколений, родившиеся и прожившие жизнь до начала научно-технической революции, подарившей человечеству уникальный инструмент научного познания мира, но почти уничтожившей познание интуитивное.
К счастью, кроме науки, вещи, без которой современный мир не прожил бы и года, принесшей человечеству столько бед и побед, существует искусство, которое осмысливает мир совершенно иначе – путем интуиции, построения ассоциативных рядов вместо логических цепочек. И любое произведение искусства в своей основе имеет миф – миф ли о Дружбе, или о Любви, или о Пути человека в мире...
Чтобы убедиться, насколько не-рациональные мотивы движут человеком, вспомните обычай дарить цветы (отрезанные половые органы растений) в торжественных случаях, вспомните новогодние ёлки и не стригущих, а, иногда, в тяжелых случаях, и не моющих волосы перед экзаменационной сессией студентов. Но традиции и суеверия – отражение "ночного", мифологического сознания в дискретной и самой распространенной форме.
Искусство же – отражение "ночного" сознания по сути, от самой задумки, внезапно осеняющей художника, до подбора слов и красок, не столько отражающих реальность, сколько призванных создать иллюзию реальности в голове читателя/зрителя. Взгляните на натюрморт и фотографию той же постановки, и вы не найдете в ней и половины рефлексов и бликов, что делают картину столь "живой", тени окажутся серыми, а не густо-синими или насыщенно-охристыми, как на живописном полотне, света сольются в одну белесую гамму, лишившись аппетитной цветности своего художественного отображения. Если уж такая "петрушка" происходит с отображением каких-то неодушевленных предметов, то что же говорить об отображении человека в искусстве? Да, врут художники, не врут лишь зеркала.
Чем же так ценно для нас художественное описание и осмысление реальности? Почему мы предпочитаем исторический роман – хроникам, приключения выдуманных личностей – мемуарам, а живописный пейзаж – фотографии с календаря? Наверно, именно тем, чего нет ни в одном чисто документальном произведении – осмыслением реальности. Наука, что ни говори, чаще всего отвечает на вопрос "как?", реже – на вопрос "почему?" и совсем не отвечает на вопрос "зачем?", а именно он и является главным, стержневым в человеческой жизни. Собственно, все искусство есть отражение возможных ответов на этот вопрос, но любой ответ – недоказуем научным путем. Именно вопрос "зачем?" и породил большинство мифов, со времени палеолита и до нынешних "рациональных" времен, а не только непознанная, но активно проявляющая себя сторона реальности.
Ибо она существует. Область того, что мы знаем о мире и о себе, становится все шире, а количество мифов не уменьшается, как не уменьшается и число явлений, не вписывающихся в научные рамки. Самое простое – "везучесть" и "невезучесть", она вполне проверяема статистическим путем, но необъяснима с точки зрения рацио. Это серьезно! Настолько серьезно, что спецслужбы, подбирая кандидатуры на ответственные участки работы, учитывают ее наравне со знаниями и практическим опытом. Миф? Да, миф, но миф, верно отражающий реальность. А сколько еще таких мифов, игнорируя которые, мы становимся легкой добычей бед и мелких неприятностей? Если вы руководствуетесь какими-то правилами, не имеющими рационального объяснения, но у вас все хорошо, не старайтесь поступать в этих случаях иначе, чтобы не стало хуже. А уж если решились, начинайте с малого и соберите статистику следствий подобных поступков в течение, хотя бы, месяца – уверена, вы после этого откажетесь от подобных экспериментов.
- Ответить
- 36190 просмотров